Как открыть гостиницу и что для этого нужно?
Подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года, который пройдет по всей России, привела к реставрации старых гостиниц и строительству новых, многие из которых будут под международными брендами. В итоге конкуренция между гостиницами значительно возрастет как на время проведения чемпионата, так и после. Это означает, что людям, желающим открыть свою гостиницу, следует тщательно все обдумать.
Итак, какие же шаги необходимо предпринять для открытия гостиницы? Рассмотрим несколько ключевых этапов:
Этап 1: выберите форму юридического лица. Крупные гостиницы, включая те, что планируются как франчайзинг, требуют образования ООО. Если вы планируете открыть мини-гостиницу (с фондом до 50 номеров), то достаточно зарегистрировать ИП. Если вы уже являетесь индивидуальным предпринимателем, вам необходимо зарегистрировать соответствующий вид деятельности по ОКВЭД. Для гостиницы с рестораном код по общероссийскому классификатору — 55.11, для гостиниц без ресторанов — 55.12.
Этап 2: выберите систему налогообложения. Если вы открываете гостиничное предприятие, то вы можете воспользоваться УСН - упрощенной системой налогообложения, что значительно снизит налоговую нагрузку. Эта система подходит, по крайней мере, до тех пор, пока размер ежегодного дохода вашей гостиницы не превысит 150 миллионов рублей. В ином случае вам необходимо применять общую систему налогообложения. Для малых гостиниц ИП может сочетать УСН и ЕНВД.
Этап 3: выберите и обустройте помещение. Наиболее оптимальным вариантом для малых гостиниц является выкуп и перепланировка помещений. Среди помещений, которые можно использовать для гостиницы, можно выделить этажи общежитий, так как они требуют меньшего переоборудования и имеют общие кухни, душевые, прачечные. Если же вы планируете отдельно стоящую гостиницу, то выкуп особняка, коттеджа будет оптимальным вариантом. Экономически выгоднее строительство гостиницы с нуля, однако и аренда долгосрочного типа также может являться хорошим вариантом.
Важно заметить, что при выкупе жилых помещений требуется их перевод в нежилой фонд (статья 288 ГК РФ). Кроме того, строительство, ремонт и другие работы, связанные с обустройством помещений под гостиницу, должны проводиться в соответствии со строительными, санитарными, экологическими нормами и требованиями безопасности.
Этап 4: подберите персонал. Для мини-отеля с фондом до 10 номеров будет достаточно небольшого кадрового состава: управляющего, администратора (портье), владеющего английским языком, горничной и технического персонала, который может заменить подрядную организацию, оказывающую ремонтные и клининговые услуги. Чтобы управлять гостиницей большего размера, потребуются охрана, расширение состава администраторов и горничных, бухгалтерия, отдел бронирования, команда менеджеров, маркетинговый отдел и другие структуры по решению управляющего (владельца отеля).
Этап 5: организуйте маркетинговую кампанию. На начальной стадии для привлечения клиентов в новую гостиницу подойдет размещение рекламы в интернете и печатных СМИ, на вокзалах, в аэропортах. В туристических городах заключение договоров с турфирмами является эффективным методом.
Весь этот процесс составляет бизнес-план нового предприятия и необходим для его ликвидности.
При составлении бизнес-плана для гостиницы следует прежде всего определить концепцию будущего предприятия.
Концепция гостиницы включает в себя составляющие, такие как:
- статус гостиничного объекта;
- месторасположение;
- номерной фонд;
- площадь и вместимость, включая площадь автостоянки и дополнительных помещений при отеле;
- этажность;
- штат работников;
- среднегодовой уровень загрузки, сезонность;
- цены на проживание и дополнительные услуги, а также другие показатели.
Важно продумать концепцию гостиницы с учетом реальной ситуации на рынке гостиничных услуг. Также важно выбрать тот сегмент, который будет пользоваться наибольшим спросом в данном регионе, и сформировать такую конфигурацию отеля, которая позволит выдержать конкурентную борьбу.
При выборе формы предприятия нужно провести маркетинговый анализ и учитывать макропоказатели, такие как:
- инвестиционная привлекательность рынка;
- характеристика существующего гостиничного фонда: количество предприятий, их соотношение по типам, динамика количества гостиниц и номерного фонда;
- характеристика спроса: определяющие факторы, сезонность, наполняемость гостиниц;
- цены на гостиничном рынке, их динамика в течение года;
- тенденции развития рынка.
Необходимо более детально изучить выбранный сегмент гостиничного рынка и проанализировать количество гостиниц соответствующего статуса на рынке, их географию, услуги и цены. Чтобы собрать аналитику по конкурентной среде, можно обратиться в организации, занимающиеся управлением и консалтингом в сфере гостиничного бизнеса. Там можно также рассчитать издержки и доходы по проектируемой гостинице.
Однако для адекватного расчета издержек и доходов необходимо опыт, либо свой, либо чужой. Специфическими показателями для расчета экономической эффективности гостиничного бизнеса являются вместимость номерного фонда, сезонность спроса, график работы гостиницы, спрос на дополнительные услуги, а также план загрузки гостиницы по месяцам, категориям посетителей и видам услуг.
Если результаты расчетов в бизнес-плане соответствуют ожиданиям, можно переходить к реализации проекта. Однако на этом этапе нужна предварительная подготовка, включая сбор всех необходимых документов, соответствующих требованиям законодательства.
Материалы для открытия гостиницы
Для открытия гостиничного бизнеса необходимо получить ряд разрешительных документов и провести оформление сертификата соответствия.
Одним из основных блоков необходимой документации на помещение и земельный участок являются правоустанавливающие документы. Также необходимы свидетельство о регистрации предприятия и постановке на учет в ФНС, а также разрешительная документация на строительство или перепланировку помещения.
Получение разрешения на строительство потребует заявления в органы местного самоуправления с предоставлением кадастровых и ситуационных планов земельного участка, свидетельства о государственной регистрации участка, справки об отсутствии арестов на участок, листа согласований с коммунальными службами, планировочной схемы участка, проекта здания и договора подряда со строительной организацией. Для разрешения на перепланировку необходимо предоставить заявление в органы местного самоуправления с техпаспортом помещения, после чего требуется разработать проект перепланировки, согласовать его с администрацией и получить разрешение на начало работ. После проверки объекта контролирующими органами выдается акт ввода объекта в эксплуатацию, на основании которого оформляется новый техпаспорт в БТИ.
Для добровольной сертификации гостиничного бизнеса в России необходим сертификат соответствия с присвоением гостинице категории «звездности». Требования к гостиницам разных категорий прописаны в приказе Минспорттуризма РФ от 25.01.2011 № 25 «Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения...». С сертификатом соответствия можно ознакомиться в одной из местных сертифицирующих организаций. Начиная с 2019 года, гостиницам с номерным фондом более 50 номеров необходимо получать обязательную классификацию, а начиная с 2020 и 2021 года – гостиницам с номерными фондами более 15 и менее 15 номеров соответственно.
Также необходимы лицензии на торговлю алкогольной продукцией, организацию общественного питания, услуги химчистки, парикмахерские услуги и другие виды деятельности, требующие обязательной сертификации. Документы, подтверждающие соответствие требованиям санитарной, технической, пожарной, экологической безопасности, выдаются контролирующими органами по результатам проверок. Также необходимы документы о регистрации контрольно-кассового аппарата в налоговой инспекции, разрешение на рекламу и регистрация вывески в органах местного самоуправления.
Важным блоком является пакет договоров на оказание услуг сторонними организациями (аутсорсинг). Услуги могут включать коммунальные услуги, вывоз мусора, охрану помещения, инкассацию, проведение работ по дезинсекции и дератизации, техническое обслуживание. Наконец, необходимы документы для внутреннего пользования: перечень предоставляемых услуг, устав предприятия, журнал по технике безопасности труда и пожарной безопасности, схема эвакуации при пожаре, книга отзывов и предложений, журнал проверок контролирующими инстанциями, должностные инструкции персонала.
Советуем обращаться за консультацией по вопросам подготовки документов в налоговую инспекцию, органы местного самоуправления, сервисы «единого окна», предпринимательские объединения и консалтинговые агентства. Ответственное отношение к этому вопросу не менее важно, чем к расчету финансовых показателей нового бизнеса.
После получения всех необходимых документов и выбора помещения, можно приступить к созданию интерьера будущей гостиницы, включая вопросы по уходу за интерьером и его обновлению. Предусмотрительный подход гарантирует положительные отзывы постояльцев и стабильный рост бизнеса.
Фото: freepik.com