Организация расчетов с использованием банковских карт
По мнению экспертов, большинство российских компаний выбирают оплату с помощью банковских карт. Некоторые пользователи, однако, все еще не доверяют этому способу оплаты. В данной статье будут рассмотрены пластиковые карты как платежный инструмент, а также особенности их использования в организации. Также будет описана схема платежей с использованием карт и банковская услуга эквайринга.
Использование банковских карт
С каждым годом количество безналичных операций на российском рынке увеличивается, превышая количество операций с использованием наличных денежных средств. Сначала это соотношение было небольшим, но к 2019 году доля расчетов с использованием банковских карт составила уже 76%, а уже в первом квартале 2020 года выросла до 86%. Следовательно, и количество пластиковых карт значительно возросло - по состоянию на 1 апреля 2020 года их количество составило более 283 миллионов, что является историческим максимумом. Это говорит о том, что современным торгово-сервисным предприятиям выгодно иметь систему расчетов с использованием банковских карт.
Сегодня невозможно представить себе мир без банковской карты. Объем операций по банковским картам будет и дальше расти, по этому мнению специалистов, потому что платежная карта создает серьезные преимущества как для покупателя, так и для предпринимателя.
Для покупателя карта - это удобство, безопасность и экономия времени. А для бизнеса это дополнительная прибыль. После установки терминала безналичной оплаты, как правило, объем продаж увеличивается. Почему так происходит? Дело в том, что человек с трудом расстается с наличными деньгами. Кроме того, если покупатель запланировал потратить определенную сумму, то его будет непросто убедить в превышении этого лимита. С другой стороны, психология платежной карты работает по-другому. Электронных денег не видно, и решиться на дополнительные траты гораздо легче.
Установив на своем предприятии систему безналичной оплаты, владелец может достичь нескольких стратегических целей:
- Повысить привлекательность своей организации для потенциальных клиентов и, как следствие, расширить клиентскую базу.
- Увеличить товарооборот.
- Сократить издержки на бухгалтерию.
- Сократить затраты и время на обслуживание клиента, повысив уровень сервиса.
- Сократить затраты на инкассацию.
- Уменьшить риск оплаты фальшивыми банкнотами и повысить сохранность выручки.
Предприниматель, желающий организовать у себя расчеты с применением банковских карт, должен:
- Зарегистрировать свою компанию в банке, который обслуживает платежные карты.
- Подключить к банку эквайринговые услуги, чтобы принимать платежи с карт.
- Установить терминалы для безналичной оплаты в своем предприятии.
- Обучить своих сотрудников, как обслуживать клиентов при использовании банковских карт.
Система безналичных расчетов на основе пластиковых карт базируется на взаимодействии двух сторон: владельца карты и коммерческого предприятия, принимающего оплату по ней. Чтобы совершать безналичные платежи, необходимо увеличить количество выпущенных банками пластиковых карт и создать условия для их использования на предприятиях.
Важно знать, что организация расчетов по банковским картам на территории Российской Федерации регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием».
Процессинговый центр является посредником между банком, выпустившим карту, и банком, на котором расположен расчетный счет предприятия. Для обеспечения безналичных расчетов на предприятии используется услуга эквайринга, которую предоставляет банк-эквайрер.
Схема безналичного платежа выглядит следующим образом: держатель карты получает товар или услугу от предприятия, заплатив необходимую сумму по карте. Информация об операции по карте передается в банк предприятия, поступая на расчетный счет. Банк-эмитент, который выпустил карту, списывает со счета клиента сумму платежа и перечисляет ее на счет банка предприятия.
Система безналичных платежей включает в себя несколько этапов:
- Заявление на открытие карточного счета и производство пластиковой карточки, а также депонирование денежных средств со стороны покупателя.
- Выдача пластиковой карты банком клиенту.
- Предоставление карты покупателем продавцу для оплаты товара или услуги.
- Считывание данных карты на платежном терминале и запрос на проверку платежеспособности клиента. Банк покупателя дает разрешение на проведение операции или отказывает с указанием причины.
- Изготовление слипа, то есть специального чека для оплаты товара или услуги.
- Предоставление покупателю оплаченного товара или услуги.
- Предоставление банку-эквайреру слипов.
- Передача информации о платежах банку-эмитенту.
- Списание средств со счета покупателя и перечисление на счет продавца за вычетом комиссии банка-эквайрера.
Для организации безналичных расчетов на предприятии необходимо заключить договор с банком-эквайрером или процессинговым центром. Они предоставят необходимое оборудование и проведут обучение персонала по обработке безналичных платежей.
Безопасный и удобный безналичный расчет является основой экономической успешности любого предприятия в современном мире. Популярность банковских карт стремительно растет, а прошлогодний опыт самоизоляции лишь укрепил доверие людей к ним. Чтобы не отставать от конкурентов, предприятия используют эквайринг для увеличения товарооборота и не допустить снижения продаж.
Фото: freepik.com