Современная система высшего образования в России: вчера, сегодня, завтра
При выборе института
Многие абитуриенты и их родители сомневаются, какая система образования открывает наибольшие возможности для качественного образования и перспективного трудоустройства: западная или российская. В данной статье мы рассмотрим прошлое и будущее высшего образования в России в сравнении с западными системами.
Система образования в России имеет давние традиции и достижения. Она имеет свои отличия от западных систем, не только в содержании и организации обучения, но и в ценностях и педагогических принципах.
В России существует высшее образование более 300 лет, и за это время оно выработало свои традиции, которые сохраняются и развиваются до сегодняшнего дня. В образовательных учреждениях России большое внимание уделяется наукам и художественной культуре.
Однако западные системы образования нередко находятся вне конкуренции в некоторых областях науки и технологий. Они предоставляют новые возможности для развития современных научных исследований и технологических инноваций. Более того, западные системы образования активно интегрируют в себя современные и новые методы обучения.
Таким образом, несмотря на отличия в системах образования, каждая из них имеет свои преимущества. Выбор института должен основываться на индивидуальном плане будущего студента, его интересах и потребностях.
Как Россия стала частью Болонского процесса
В 2003 году Россия подписание Болонской декларации стало настоящим событием в развитии современной высшей системы образования. Болонский процесс - это объединение и унификация систем образования в странах Европы, с целью создания единого пространства высшего образования. 47 стран, включая Россию, подписали декларацию.
Одинаковые уровни высшего образования в разных государствах дают уникальную возможность студентам свободно передвигаться между вузами в период обучения, принимать участие в международных проектах, а также осуществлять стажировку и интерншип. Кроме того, их диплом признается во всех странах-участницах Болонского процесса, что позволяет устраиваться на работу за границей без необходимости подтверждения диплома или получения дополнительного образования.
К 2010 году Россия перестроила национальную систему образования в соответствии с Болонской декларацией и ввела бакалавриат и магистратуру – также, как и в европейских вузах, продолжая аспирантуру и специалитет. Как результат, все выпускники из нашей страны теперь получают приложения к дипломам бакалавра и магистра европейского образца, которые выдает вуз.
Образование в России становится все более интернациональным и мобильным. Это обусловлено повышенной мобильностью студентов и преподавателей, проведением заграничных стажировок и возможностью обмена опытом.
Также становится все больше акцентов на практическую составляющую образования. Внедрение в учебные программы практических дисциплин и привлечение преподавателей-практиков помогает решить задачи быстро и качественно. Некоторые образовательные учреждения, такие как Институт международных экономических связей, ориентируются на удовлетворение запросов законодательства и работодателей, и поэтому быстро перестраиваются под новые требования.
Технологический прогресс также затрагивает сферу образования. Дистанционное образование становится все более популярным за счет повсеместного внедрения технологий дистанционного и электронного обучения, систем визуализации и мультимедийных технологий. Дистанционное образование призвано обеспечить получение знаний и навыков самостоятельно зарабатывающим людям, занятым профессиональной деятельностью, а также жителям удаленных городов. Обучение в рамках дистанционного образования не только доступно, но и дешевле, чем обучение в традиционном режиме. Опытные бизнесмены, менеджеры, руководители крупных предприятий и политики организуют мастер-классы и семинары для студентов, которые раньше были недоступны на ежедневной основе.
Понятие образовательного стандарта было введено Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 году. На данный момент уже действует третье поколение стандартов, которые были утверждены с 2009 года и получили название федеральных. В 2012 году был принят закон «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому были утверждены обновленные федеральные государственные образовательные стандарты для высшего образования с 1 сентября 2013 года.
Этот закон, помимо других изменений, связанных с обучением, внес в высшее образование следующие важные изменения:
- такой уровень образования, как аспирантура, стал отдельным,
- в законодательство впервые были внесены понятия сетевого, дистанционного и электронного обучения, возможных на всех уровнях образования,
- в соответствии с федеральными стандартами специальные учебно-методические объединения разрабатывают примерные образовательные программы, на основе которых вузы создают собственные образовательные документы. Кроме того, некоторым вузам (в том числе МГУ им. М.В. Ломоносова и СПбГУ) было дано право самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты.
В соответствии с последним российским законодательством принято выделять три уровня высшего образования: бакалавриат, специалитет/магистратура и подготовка кадров высшей квалификации.
Первый уровень - бакалавриат - подразумевает получение фундаментальных знаний по выбранной специальности в течение четырех лет учебы. Этот уровень также дает возможность обучающемуся получить диплом об окончании высшего образовательного учреждения.
Второй уровень - специалитет/магистратура - предполагает более глубокое изучение выбранного направления обучения, а также может длиться 5-6 лет. После окончания данного уровня студент может получить диплом специалиста, а также магистра.
Третий и наивысший уровень образования - подготовка кадров высшей квалификации - не является таким распространенным. Он включает в себя получение дополнительных знаний в течение 3-4 лет после окончания магистратуры/специалитета. Выпускник может получить степень "кандидата наук" или "доктора наук".
Бакалавриат — это академическая степень, которую студент получает после подтверждения знаний по выбранному направлению подготовки. Эта степень является результатом обучения в высшем учебном заведении.
В бакалавриат принимают на конкурсной основе по результатам Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Однако, это относится только к абитуриентам, которые имеют среднее общее образование. Выпускники профессиональных образовательных организаций (колледжей, техникумов) поступают на программы бакалавриата по внутренним вступительным испытаниям на основании диплома.
Следует отметить, что после успешного завершения программы бакалавриата, студент имеет право сдать специальные экзамены и продолжить обучение на следующей ступени образовательной лестницы. Бакалавриат дает широкие возможности для трудоустройства благодаря базовым и основным знаниям, необходимым для начала карьеры.
Длительность обучения в бакалавриате составляет четыре года для выпускников обычных 11-летних школ и, как правило, три года для выпускников профессиональных образовательных учреждений. Степень бакалавра принята по международной классификации, что позволяет студентам расширить возможности обучения и трудоустройства за рубежом. Её понимают работодатели по всему миру.
Магистратура представляет собой второй этап в системе высшего образования, который предназначен для получения более углубленной специализации. Программа обучения продолжительностью 2 года и направлена на формирование профессионалов в выбранной сфере. Для поступления в магистратуру необходимо сдать квалификационный экзамен, который устанавливается вузом, и пройти по конкурсу. Как бакалавры, так и специалисты могут поступать на магистратуру. При этом, для получения степени магистра не обязательно заканчивать ту же образовательную организацию, где была получена степень бакалавра. Так, степень бакалавра можно получить в негосударственном вузе, а затем поступить на магистратуру в государственный вуз. Однако в случае, если бакалавр не прошел по конкурсу на магистратуру, получение степени магистра возможно только на коммерческой основе. Степень магистра дает возможность продолжить обучение в аспирантуре. Как и в бакалавриате, поступающим в магистратуру предоставляется временное освобождение от призыва на военную службу.
Специалитет – традиционный путь получения высшего образования в России, существующий до сих пор. Этот уровень образования предусматривает получение базовых знаний и специальной подготовки по выбранному направлению. Поступление осуществляется на основе результатов ЕГЭ. Для очной формы обучения срок обучения составляет 5 лет, для заочной – 6 лет. Законодательством квалификация специалиста приравнивается ко второму уровню высшего образования, так же, как и магистратура. Следовательно, получить образование в магистратуре за счет государства невозможно, если уже есть диплом специалиста, так как это будет признано как получение второго высшего образования. Однако, по окончанию специалитета, в отличие от бакалавра, возможно поступление в аспирантуру. В России диплом специалиста очень престижен, но при трудоустройстве за границей он может создать определенные трудности.
Аспирантура – это образовательный уровень в России, предназначенный для вдумчивой и систематической подготовки к получению ученой степени кандидата наук. С этой целью аспирант должен успешно сдать кандидатские экзамены и защитить диссертацию. Попасть на бюджетную аспирантуру возможно только после получения специалитета. Государство предоставляет государственные стипендии для бюджетных аспирантов, а также откладывает призыв на военную службу для аспирантов. Обучение в аспирантуре должно продолжаться в течение трех лет, а при заочной форме – в течение четырех лет. В определенных странах Европы вместо терминов «аспирант» и «аспирантура» используются термины «докторант» и «докторантура».
Российская система высшего образования регулируется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На федеральном уровне управление осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, которое принимает ответственность за утверждение государственных образовательных стандартов, лицензирование, аккредитацию и ликвидацию образовательных учреждений, бесплатное высшее образование, а также другие аспекты, касающиеся образования. Региональные и муниципальные структуры не осуществляют прямо высшего образования.
В России существуют три типа образовательных учреждений высшего образования: университет, академия и институт. Университет предоставляет образовательные программы высшего образования (бакалавриат, магистратура, докторантура) по различным специальностям и проводит как фундаментальные, так и прикладные исследования в разных областях наук. Академия предлагает образовательные программы по той или иной научной теме и проводит научные исследования в данной области. Институты обладают специализированными программами по конкретной профессиональной деятельности (бакалавриат, специалитет, магистратура), но необязательно затрагивают широкий спектр научных исследований.
По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в рейтинге десяти лучших вузов России находятся: МГУ им. М.В. Ломоносова, МФТИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МИФИ, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Томский политехнический университет, Новосибирский государственный университет, МГИМО, Дипломатическая академия Министерства иностранных дел РФ, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Уральский федеральный университет.
Согласно «Эксперту РА», лучшие экономические вузы России в 2013 году включают МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, СПбГУ, НИУ «Высшая школа экономики», Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ.
Состояние высшего образования в России вызывает определенные сомнения, несмотря на проводимые реформы. В 2014 году Дмитрий Ливанов, Министр образования, выразил озабоченность тем, что качество высшего образования на родине А.С. Пушкина не улучшается. Данные о том, что финансирование было увеличено в 20 раз с 2000 года, не добавляют оптимизма. Что же мешает российским вузам стать лучше? По мнению Ливанова, это причинено устаревшей системой управления в учреждениях РФ и низкой долей зарубежных профессоров с высокой квалификацией. Слабая интернационализация является одной из основных причин низкой академической репутации и низкого рейтинга вузов в мировом академическом сообществе. Кроме того, Ливанов назвал плохую инфраструктуру, серьезно затрагивающую учебные заведения в России, которые не получили должного финансирования в течение десятилетий.
Проведенная Минобрнауки оценка выглядит вполне объективной. На данный момент 21 российский вуз входит в рейтинг QS World University Rankings 2014/2015, который содержит список лучших учебных заведений мира. МГУ им. М.В. Ломоносова представляет лучший показатель национальных университетов, заняв 114-ое место, а СПбГУ и МГТУ им. Н.Э. Баумана занимают соответственно 233-ое и 322-ое места.
Фото: freepik.com