Как выбрать лучший для вашего бизнеса дата-центр: пошаговая инструкция
С развитием коммерческих IT-технологий появляются новые требования к специализированным техническим решениям, мощным серверам и емким хранилищам для информации. Создание таких систем самостоятельно требует много времени, затрат и несет определенную степень риска. Поэтому услуга аренды дата-центра становится все более популярной. Заявитель передает на хранение информацию или иные обязательства провайдеру, а арендатор получает доступ к своей ячейке в дата-центре 24/7.
Хотя услуга кажется удобной, она может нести скрытые риски, особенно связанные с надежностью хранения информации. В этой статье мы рассмотрим обязательные критерии, которые нужно учитывать при выборе дата-центра, чтобы уменьшить возможные угрозы, а также современные тренды рынка IT-аутсорсинга.
Выбирая подходящий дата-центр для своей компании, важно обратить внимание на ряд критериев, которые позволят обеспечить бесперебойную автоматизированную работу бизнес-процессов и надежную защиту данных арендатора или владельца от посторонних пользователей. Дата-центры представляют собой специализированные высокотехнологичные площадки для размещения серверного и сетевого оборудования, созданные для быстрой и эффективной обработки больших объемов информации.
Перед выбором дата-центра необходимо определиться с задачами, которые должен решать центр, его пропускной способностью и уровнем надежности, а также наличием виртуальных или физических серверов, комплексом оборудования для работы, суммой расходов на использование ЦОД и необходимостью либо создания собственного ЦОД, либо использования услуг коммерческого дата-центра.
При выборе дата-центра стоит обратить внимание на такие показатели, как пропускная способность и развитая телекоммуникационная сеть, бесперебойность работы и уровень надежности, расположение, размер, профессионализм и опыт технического персонала, а также опыт внедрения комплексных IT-решений.
Стоит отметить, что аренда виртуальных серверов, дискового пространства для резервного копирования и приложений, совместно с вычислительной мощностью, программами и объемами памяти, позволяют пользователям услуг ЦОД работать из любой точки мира. Однако, чтобы использование дата-центра было максимально эффективным, необходимо правильно выбрать подходящий центр, учитывая все указанные критерии.
Анализ рынка услуг коммерческих дата-центров Как указывают исследования, точной информации о количестве дата-центров в мире не существует. Однако наиболее популярные локации можно определить с помощью онлайн-ресурса datacentermap.com. Лидером в этом списке являются США, где действует более 1762 ЦОД, хотя на самом деле их количество значительно превышает данную цифру. Другие крупные офисы расположены в Европе, в Германии, Великобритании, Франции и Нидерландах. Что касается степени развития услуг коммерческих дата-центров, США опережают остальные государства. По данным статистики, 37% клиентов ЦОД – это компании из сферы информационных технологий, а 23,9% – финансовый сектор. Также в списке частых пользователей услуг фигурируют строительные компании и правительственные организации. Согласно данным IDC, совокупная площадь ЦОД в мире в 2013 году составляла 150 миллионов квадратных метров, а к 2018 году она увеличится до 180 миллионов квадратных метров. Эксперты прогнозируют переход от небольших частных площадок к мегацентрам нейтральных сервис-провайдеров с десятками тысяч стоек. В России спрос на дата-центры пока заметно уступает европейской действительности, но российский рынок демонстрирует заметный прогресс, несмотря на экономические кризисы и санкции. В 2014 году на отечественном рынке функционировало около 180 крупных и средних ЦОД и около 28 000 мелких. Среди крупнейших дата-центров в России можно выделить DataLine, ММТС-9, Linxtelecom, SafeData и «Селектел». Хотя кризисный период временами сопровождался избытком предложений и остановкой новых мощностей, начиная с 2017 года российскому рынку вновь предрекают рост. Тем временем, европейские ЦОД не теряют своего веса, благодаря высокой скорости обмена информацией и прогрессивному законодательству, направленному на обеспечение лояльности к потребителям. Эксперты iKS-Consulting отмечают, что растущая конкуренция в отрасли телекоммуникаций будет подталкивать компании к выбору больших коммерческих дата-центров. Тем не менее, российским поставщикам услуг едва ли удастся в ближайшее время обойти западных коллег.Сравнение лучших предложений при выборе дата-центра для размещения или аренды сервера должно основываться на анализе рынка и учете критериев. Для этого можно выбрать 3-4 компании и провести детальное сравнение по двум ключевым пунктам - техническим и сервисным возможностям, а также стоимости услуг.
Перечень технических и сервисных возможностей можно представить в виде таблицы, в которой указывается категория надежности TIER и uptime, перечень услуг, круглосуточная поддержка и доступ к оборудованию, регулярный мониторинг и обслуживание оборудования, наличие каналов высокоскоростного доступа в Интернет, системы резервирования, несколько площадок для диверсификации рисков хранения, возможность интеграции услуг с другими по IP-технологии, защита приложений и информации, соответствие помещения, охрана, видеонаблюдение, электронная безопасность, готовность принять нестандартное оборудование, профессионализм сотрудников.
Важно отметить, что сотрудники ЦОД должны иметь сертификаты по соответствующей тематике, т.к. человеческий фактор является одной из основных причин остановки работы дата-центра. После оценки каждого пункта в таблице можно принять окончательное решение.
Стоимость услуг дата-центров зависит от многих факторов, поэтому единой сетки ценообразования не существует. Цена выставляется в долларах, евро или рублях и может включать в себя техническую поддержку и прочие дополнительные услуги. Наиболее востребованными являются услуги Colocation и Dedicated server. При оценке стоимости аренды необходимо учитывать занимаемое сервером место, количество подключений к оптоволоконной сети, необходимость аренды канала связи в Интернете, наличие выделенного канала до офиса клиента, техническую поддержку, объемы потребляемой энергии и др.
Хотя цены на дата-центры остаются на уровне, близком к докризисному, благодаря высокой конкуренции и большому количеству предложений, провайдеры фиксируют цены, увеличивая объемы оказанных услуг и идут на увеличение срока окупаемости проектов. Современный рынок ЦОД продолжает оставаться рынком покупателя.
Контракт об уровне обслуживания, известный как SLA, является неотъемлемой частью договора аренды с дата-центром. Основное отличие SLA от других контрактов заключается в том, что он гарантирует предоставление услуг определенного качества. Прежде чем подписывать договор, клиент должен ознакомиться с ключевыми положениями, включая предмет договора, цену аренды, сроки, время реакции техподдержки, доступность и реквизиты сторон, а также дату и место подписания, а также порядок и сроки оплаты.
Кроме общих положений, договор должен детально прописывать главные моменты, такие как:
- Качественные показатели услуги, такие как доступность сервисов круглый год. Например, важно заранее определить, имеет ли право провайдер останавливать дата-центр для плановых работ. При использовании провайдеров с высоким значением "tier" (III и выше) такой возможности быть не должно.
- Порядок получения информационной и технической поддержки, способы связи, ожидание времени ответа, график работы службы поддержки.
- Время реагирования на неисправность.
- Порядок проведения технических работ.
- Ответственность провайдера за неисправное оказание услуг, порядок и размер компенсации.
Аутсорсинг имеет множество преимуществ. Использование сторонних ресурсов позволяет оптимизировать затраты на IT-службу, быстро развернуть требуемую мощность, обеспечить высокий уровень сохранности информации и рассчитывать на высокопрофессиональную техническую поддержку круглосуточно. Клиенту необходимо только правильно выбрать дата-центр, основываясь на наиболее важных критериях и обязательных условиях.
Фото: freepik.com