Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)

Задержка психоречевого развития

Задержка психоречевого развития у детей

В настоящее время число детей, испытывающих трудности в речевом развитии, продолжает расти. И хотя отставание речи не является тяжелой проблемой, если ее диагностировать вовремя, но без должного внимания это состояние может привести к серьезным последствиям в будущем. Родители несут ответственность за обнаружение этого заболевания у своих детей, направление на компетентное обследование и выбор лучших специалистов. Если проблему не устранили вовремя, то с возрастом нарушения только усугубляются, что влияет на психику и учебную деятельность ребенка, а также осложняет его общение с сверстниками.

Согласно современной статистике, число случаев неврологических и психических заболеваний у детей значительно выросло за последние два десятилетия. Задержка психоречевого развития становится причиной замедления и формирования мышления, в то время как некоторые психические и неврологические заболевания могут повлиять на отставание в речевом развитии.

Задержка психоречевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет. Это связано с тем, что в этом возрасте начинается активное общение с окружающими и появляется возможность заметить нарушения в развитии. Однако, обнаружить проблему лучше всего на более ранней стадии, даже в двух-трехлетнем возрасте. Если отставание в речевом развитии заметно в семилетнем возрасте, то шансы на полное выздоровление резко снижаются.

Конечно, успех лечения задержки психоречевого развития зависит от многих факторов, включая степень проблемы и используемые методики. Но как показывает практика, чем раньше родители замечают признаки данного заболевания у ребенка, тем больше есть шансов на полное выздоровление. Идеально, когда проблема обнаруживается в два-три года.

Как определить задержку психоречевого развития: симптомы и признаки ЗПРР

Задержка психоречевого развития (ЗПРР), вызванная врожденными факторами, может проявиться у ребенка уже на раннем этапе его жизни.

Следующие признаки указывают на задержку психоречевого развития:

  • в четыре месяца: ребенок не реагирует на родительские жесты и слова, не улыбается (что также является признаком аутизма);
  • восемь-девять месяцев: отсутствие лепета (повторения одинаковых слогов);
  • год: ребенок очень тихий, почти не издает звуков;
  • полтора года: не говорит простых слов, таких как "мама" или "дай", и не понимает их значения, не реагирует, когда к нему обращаются по имени или просят что-то; также может быть трудность с жеванием;
  • два года: знает и использует очень ограниченный набор слов, не учитывая новые слова других людей;
  • два с половиной года: использует не более 20 слов, не в состоянии сформулировать фразу из двух-трех слов, не знает названий частей тела и предметов;
  • три года
    • не может самостоятельно составить предложение
    • не понимает простые рассказы
    • ребенок может говорить слишком быстро, обрезая окончания слов, или слишком медленно, растягивая слова
    • не всегда может отвечать на вопросы взрослых

У детей с ЗПРР в любом возрасте может наблюдаться повышенное слюноотделение, рот всегда приоткрыт. Такие дети характеризуются гиперактивностью, повышенной агрессивностью, невнимательностью, быстрой утомляемостью и слабой памятью. Часто у них недоразвитое воображение, ограниченный эмоциональный диапазон, что затрудняет общение со сверстниками.

Симптомы ЗПРР могут быть связаны с органическими изменениями. При использовании электроэнцефалографии (ЭЭГ) или метода вызванных потенциалов (ВП) обнаруживаются нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие.

Чем дольше ребенок страдает от задержки речи, тем больше задерживается его психическое и умственное развитие. Чем старше ребенок, тем больше он получает информации через разговоры с другими людьми. Это еще одна причина, почему лечение ЗПРР должно начинаться как можно раньше.

Причины задержки психического и речевого развития

В отличие от самостоятельных заболеваний, задержка психоречевого развития является следствием отклонений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. Факторы, которые могут вызывать ЗПРР, включают болезни матери во время беременности, такие как проникновение инфекции, отравление или травмы, включая гипоксию (кислородное голодание) плода в утробе матери. Тяжелые роды, различные виды травм при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, могут вызвать задержку психоречевого развития.

Также, ЗПРР может быть вызвана перенесением ребенком тяжелых инфекций и других заболеваний мозга в раннем возрасте, генетическими и хромосомными заболеваниями, при которых нарушается структура мозга или неправильным воспитанием ребенка, где ребенок может вырасти под слишком сильной опекой или, наоборот, брошен на произвол судьбы, с ребенком дома жестоко обращаются.

Заболевания, которые могут вызвать задержку психоречевого развития, включают врожденные аномалии ЦНС, эпилепсию и другие неврологические заболевания, ишемию головного мозга, гидроцефалию, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга, лейкодистрофии, и нарушение ликвородинамики.

Важно отметить, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга, наличия некоторых наследственных заболеваний и неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректировки ЗПРР необходимо устранять причины ее появления.

Отставание в речевом и психическом развитии может быть вызвано сбоями в работе центральной нервной системы или воздействием сильных инфекций на организм ребенка. Однако, в некоторых случаях эта болезнь может сопровождаться расстройствами аутистического спектра. Давайте рассмотрим основные черты такого поведения у ребенка.

Во-первых, он не находит общего языка с людьми и не проявляет эмоции, не улыбается и не ищет поддержки у своих родителей. Кроме того, такой ребенок склонен к приступам агрессии и может направить ее как в сторону окружающих, так и на самого себя. Он может кусать себя или бить себя руками.

Во-вторых, присутствует стереотипное поведение. Ребенок может проделывать однообразные действия, например, длительное время раскачиваться на одном месте, ходить по кругу, вертеть в руке один предмет или расставлять предметы в ряд. Любые перемены вызывают негативную реакцию у такого ребенка.

В-третьих, такой ребенок не знает, как играть с игрушками, он использует их не по назначению или уделяет всю свою внимание только одной игрушке или ее части.

И, в-четвертых, ребенок с расстройствами аутистического спектра избегает общения и не умеет взаимодействовать со сверстниками. Также возможны задержки в речевом развитии и непонимание обращенной к нему речи.

Если вы заметили эти признаки у своего ребенка, то он нуждается в помощи специалистов. Медицинское лечение должно включать совместное наблюдение нескольких специалистов, включая психолога или логопеда-дефектолога.

Лечение ЗПРР: какие меры нужно принять

Диагностика ЗПРР – это только первый шаг на пути к оздоровлению ребенка. Начинать лечение нужно как можно раньше, причем выбранный подход должен быть комплексным. Врачи убеждены, что в терапии должны участвовать родители, психиатр, невролог, логопед-дефектолог, психолог, нейропсихолог. Если родители приступят к лечению, когда отставание в развитии не очень высоко и ребенок еще маленький, результаты будут впечатляющими. Но чем позже начнется лечение, тем меньше вероятность, что ребенок сможет учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками.

Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.

Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.

Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *